Вся наша жизнь — проект?

Недавно поручил мне мой начальник заняться подготовкой к роли руководителя проектов одного молодого и очень толкового инженера.

С чего начать? Это первый вопрос который я задала сама себе. Ответ на него очевиден - объяснить ему что такое проект.
Конечно можно открыть разные умные книжки и прочитать там определение.
Например: "Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов."
Отлично... тут же куча вопросов - что значит временное? почему предприятие?
И решила я объяснить это на основе примеров из жизни любого человека.
Какие же примеры из жизни можно привести? Таких примеров море!
Подготовить ребенка к школе (в 1-й класс) - проект.
Приготовить званый обед - проект.
Отпуск - еще какой проект!
И даже съездить с друзьями на шашлыки - тоже проект.

Почему проект? Потому что
1. мы хотим получить уникальный продукт или результат (ребенок подготовлен, записан в школу и отведен 1-го сентября на первую в его жизни линейку; званый обед готов и съедобен; мы слетали в отпуск куда хотели, хорошо отдохнули; мы поели шашлыков)
2. имеется ограничение по времени (ребенка надо записать в школу не позднее какой то даты и не позднее 31 августа у него должно быть все, что нужно к школе; званый обед должен быть готов к определенному времени; отпуск у нас начинается в определенную дату и надо к этой дате заказать путевку, билеты, визу и т.п.; и даже на шашлык мы собираемся ехать в субботу, а не в воскресенье)
И как у любого проекта мы должны управлять:
  • интеграцией
  • сроками
  • содержанием
  • стоимостью
  • рисками
  • качеством
  • коммуникациями
  • людьми
  • закупками
Если рассмотреть пример с отпуском (где-нибудь за границей), то вот приблизительное описание управления всеми этими областями:
1. Интеграция. Рассмотрю самый важный документ этого этапа - Устав проекта. В нем мы коротко напишем все что мы знаем на текущий момент о проекте. Куда хотим полететь (возможно список, а не одно место), какой у нас бюджет, когда полетим, на какой срок, куда точно НЕ полетим и чего точно НЕ должно быть в отеле и т.п.
2. Сроки. Мы должны заранее (за х дней) определиться с тем куда же мы полетим отдыхать. Мы должны за y дней купить тур, за z дней подать документы на визу... Если нет загранпаспортов, то их тоже надо оформить и пока они не оформлены - не будет ни тура, ни визы, ни билетов.
3. Содержание. Мы должны определиться куда мы летим, в каком отеле останавливаемся, что там должно быть (номера, бассейн, море, аквапарк, танцплощадка, тренажерный зал..)...
4. Стоимость. Тут мне кажется все очевидно. Мы должны уложиться в выделенный на отпуск бюджет. Соответственно он может наложить ограничения на то, куда мы летим, каким классом, категорию отеля и даже количество купальников и вечерних платьев, которые сможет для этого купить себе жена :)))
5. Риски. Думаю каждый может накидать сходу хотя бы 5 рисков связанных с отпуском. Например, не дадут визу; отложат рейс; в стране куда летим случится революция; или начнется извержение вулкана; кто-нибудь заболеет незадолго до отлета; турфирма окажется однодневкой.... Что делать с этими рисками? В большинстве своем снижать, уклоняться или принимать.
Не дадут визу - этот риск наверное стоит принять. Вряд ли вы имеете возможность повлиять на решение посольства.
Отложат рейс. Снижение - выбор регулярного рейса, а не чартерного. Но надо тогда смотреть как это влияет на бюджет.
Революция. Уклонение - не выбираем страну где не очень стабильная политическая обстановка.
Вулкан. Уклонение - выбираем страны где нет вулканов.
Кто-нибудь заболеет. Снижение - проводим профилактику, поднимаем иммунитет.
Турфирма-однодневка. Снижение - выбираем известную турфирму, давно и стабильно работающую на этом рынке.
6. Качество. Выдвигаем свои требования к качеству того уникального результата, который хотим получить. Например - отель 5*, бизнес-класс в самолете. И делаем все (в том числе платим) чтобы это качество было таким, как мы хотим
7. Коммуникации. Сначала надо определить заинтересованные стороны проекта. Это не только те, кто полетит отдыхать (вы, жена, ребенок...). Это еще и любимая теща, которая приютит вашу любимую кошку/собаку пока вас не будет. Это соседка, которая будет приходить к вам поливать цветочки. А потом уже надо определить как, кого и о чем вы будете информировать о ходе проекта.
8. Закупки. Надо запланировать покупку всего, что необходимо. Выбрать где вы будете это покупать. Какая форма договора и т.п. Это и тур, и билеты на самолет (если они в тур не входят), это покупка нового чемодана и 5 пар новых босоножек жене :))
Думаю такой достаточно простой и понятный любому пример поможет начинающим менеджерам понять, что же такое проект и какими областями в нем надо управлять.
Примечание. Я не забыла про управление человеческими ресурсами. Но пока еще не придумала примера для этого с отпуском 🙂
Запись опубликована в рубрике управление проектами. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *